Москва:
9:30 до 18:00
Санкт-Петербург:
9:30 до 18:00
search-popup

Отмена санитарно-эпидемиологических заключений

В связи с тем, что 1.7.2010 года в действие вступило Соглашение Таможенного союза (ТС) по санитарным мерам, и товары теперь необходимо перемещать согласно новым правилам ТС, Роспотребнадзор сообщил следующую информацию. Комиссия Таможенного союза (КТС) утвердила решением 18.6.2010 года три положения:
  • Единый перечень товаров, которые подлежат эпидемиологическому контролю (надзору) на таможенной территории ТС и его таможенной границе;
  • Единые гигиенические и эпидемиологические требования к подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) товарам;
  • Положение о порядке проведения госсанэпидемнадзора (контроля) за транспортными средствами и лицами, которые переходят таможенную границу ТС, а также транспортируемыми через границу ТС и по территории ТС подконтрольными товарами.
Оформление санитарно-эпидемиологических заключений, удостоверяющих соответствие продукции государственным нормам и правилам в области санитарно-эпидемиологического контроля, с 1.7.2010 года прекращено. Также больше не оформляются свидетельства о госрегистрации, выдававшиеся ранее Роспотребнадзором и его территориальными органами.
Заявления на выдачу свидетельств госрегистрации и санитарно-эпидемиологических заключений принимались до 30.6.2010 года. Территориальные органы Роспотребнадзора имеют право оформлять санитарно-эпидемиологические заключения, удостоверяющие соответствие государственным санитарно-эпидемиологическим нормам, на проектную документацию и некоторые виды деятельности. В России свидетельства о государственной регистрации, имеющие законную силу на всей таможенной территории ТС, которые оформляют по единой форме, получить можно также в Роспотребнадзоре (адрес – Москва, Вадковский переулок, дом 18, строение 5). Вступивший в действие 1.7.2010 года Перечень подлежащей госрегистрации продукции, включает такие группы товаров:
  1. Бытовая химия;
  2. Дезинсекционные, дезинфицирующие, дератизационные средства, которые предназначены для бытового применения, также использования в лечебно-профилактических учреждениях и иных объектах за исключением применяемых в области ветеринарии;
  3. Изделия, которые предназначены для контакта с пищевыми продуктами (не входят в группу столовые принадлежности, посуда и технологическое оборудование);
  4. Косметические товары, изделия и средства для гигиены рта;
  5. Материалы, устройства и оборудование, а также иные технические средства подготовки воды, которые используются в системах хозяйственного и питьевого водоснабжения;
  6. Минеральные воды (лечебные, лечебно-столовые, природные столовые), а также питьевая бутилированная вода, которая расфасована в емкости (в т.ч. для детского питания), алкогольная продукция и тонизирующие напитки, в том числе пиво, слабоалкогольные напитки;
  7. Пищевые добавки (в т.ч. комплексные), ароматизаторы, используемые в качестве сырьевых компонентов и вкусоароматических веществ растительные экстракты, бактериальные закваски и стартовые культуры микроорганизмов, различные техологические вспомогательные средства (в т.ч. ферментные препараты);
  8. Пищевые продукты, которые были произведены с применение ГМО и трансгенных организмов (в т.ч. генно-модифицированные микроорганизмы);
  9. Предметы личной гигиены для взрослых и детей, а также предметы обихода для детей до 3 лет, используемые в детском питании посуда и изделия, детская одежда 1 слоя, предметы гигиенического ухода за детьми;
  10. Специализированные продукты (пищевые), в т.ч. детского питания, для кормящих и беременных женщин, продукты диетического профилактического и лечебного питания, продукты для спортсменов, БАДы и сырье для их производства, органические пищевые продукты;
  11. Химические и биологические потенциально опасные вещества, а также препараты, производимые на их основе, которые могут нести для человека потенциальную опасность (не входят – лекарственные средства), имеющие искусственное или природное происхождение индивидуальные соединения (вещества), которые в производственных условиях, при переработке, применении или транспортировке, либо в быту могут оказывать на здоровье людей, а также окружающую среду, негативное воздействие.

Все коды ТН ВЭД можно увидеть во втором разделе Единого перечня товаров, подлежащих госрегистрации.

Те свидетельства о госрегистрации и санитарно-эпидемиологические заключения, которые были выданы до 1.7.2010 года, имели законную силу в России до 1.1.2012 года, однако на территории других членов ТС они были не действительны. Если подконтрольная продукция и товары, указанные во втором разделе Единого перечня, соответствовали требованиям российского законодательства, действительного на 30.6.2010 г., однако были расхождения с Едиными гигиеническими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, на подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) товары могло выдаваться свидетельство госрегистрации, которое имело законную силу только на территории нашей страны (правило действовало до 1.1.2012 года). Если же продукция соответствовала Единым нормам и требованиям в области санитарно-эпидемиологического контроля, Роспотребнадзор (исключительно, без территориальных органов) выдавал свидетельства о госрегистрации, которые были действительны на всей территории ТС. Если какая-либо продукция раньше санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежала, и на нее нужно было оформлять санитарно-эпидемиологические заключение, и не была включена в перечень товаров, требующих госрегистрации на территории ТС, то на нее необходимо оформлять такие подтверждающие ее соответствие документы как декларация о соответствии, или же сертификат. Оформление этих документов выполняет третья сторона, а разъяснения по возникающим в данной области вопросам можно получить в Федеральном агентстве по техрегулированию и метрологии. В III разделе Единого перечня указаны товары, на которые не нужно оформлять свидетельство о госрегистрации, вне зависимости от кода ТН ВЭД:
  1. Бывшая в употреблении продукция, в т.ч. реализуемая через отделы и магазины комиссионной торговли;
  2. Выставочные, рекламные образцы товаров, которые не предназначены для использования и реализации на территории ТС;
  3. Коллекции, созданные студентами и учащимися образовательных учреждений с целью участия в фестивалях национального и международного уровня;
  4. Образцы товаров, которые предназначены только для выполнения санитарно-эпидемиологической экспертизы (при получении свидетельства госрегистрации);
  5. Пищевое сырье (гусиное, куриное яйцо и т.п.), которое используется только для подготовки питательных сред;
  6. Продукция, которая была произведена на территории ТС по нормативно-техническим актам и заказам иностранных компаний и предназначена для реализации только за пределами территории ТС;
  7. Товары, которые предназначаются для применения только как лабораторная посуда, реактивы (не входят – содержащие нативный инфекционный материал и радиационно-опасные).
В некоторых случаях имеющие соответствующие полномочия органы Сторон могут при обращении подлежащих контролю товаров выполнять на подконтрольной территории отбор образцов для выполнения испытаний, исследований в лабораторных условиях, этими случаями могут быть следующие:
  • Поступление информация от общественных организацией и госорганов о том, что было нарушено законодательство в сфере обеспечения благополучия населения в санитарно-эпидемиологической области, а также обоснованные жалобы от населения на безопасность и качество подлежащих контролю товаров;
  • Проведение санитарно-эпидемиологических обследований объектов в процессе проведения государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);
  • Эпидемиологические показания.
В определенных случаях действие подтверждающего безопасность товара (продукции) документа может быть приостановлено или прекращено, такими случаями могут быть:
  • Поступление от полномочных органов Сторон информации о том, что подконтрольные товары опасны для здоровья и жизни человека (такими органами являются координирующие и/или осуществляющие работы по техрегулированию, фитосанитарным, санитарным и ветеринарным мерам, а также международные организации или государстве, не входящие в Таможенный союз);
  • Принятие Сторонами изменений в области показателей безопасности подконтрольной продукции, которые основаны на результатах развития современного научного знания;
  • Установление того, что подконтрольный товар фактически не соответствует Единым санитарным нормам и требованиям (при условии того, что это достоверно не связано с нарушениями правил хранения, перевозки или реализации продукции).
В определенных случаях проводящие санитарно-карантинный контроль должностные лица могут организовать выполнение гигиенической и санитарно-эпидемиологической оценки подлежащей контролю продукции, к таким случаям относятся:
  • Наличие информации о том, что подконтрольная продукция не соответствует заявленным в коммерческих и/или перевозочных (транспортных) документах при ввозе этой продукции на таможенную территорию ТС;
  • Нарушения условий транспортировки, а также целостности лихтеров, контейнеров и т.д.;
  • Повреждения упаковки;
  • Поступление информации о том, что подлежащая контролю продукция не отвечает Единым санитарным требованиям;
  • Прибытие продукции из стран, в которых наблюдается неблагополучная эпидемиологическая обстановка и/или из районов, зараженных вследствие биологических, радиоактивных, химических аварий (если было выявлено превышение допустимых значений поверхностных загрязнений радионуклидами и мощности дозы излучения при транспортировке радиоактивных материалов, или опасных грузов с поврежденной упаковкой и свидетельствами утечки ее содержимого), и/или со свидетельствами присутствия насекомых/грызунов.
Сегодня Роспотребнадзор проводит консультации для всех заинтересованных лиц по вопросам, связанным с реализацией документации КТС. В связи с вышеизложенным предлагаю:
  1. Давать разъяснения о принятых документах, а также порядке их исполнения, всем заинтересованным лицам, до 1 июля 2010 года для этого выделить специалистов, специальные телефоны, определить алгоритм их работы и соответствующую информацию опубликовать в СМИ и на сайтах управлений;
  2. Не допускать задержек и волокиты при появлении связанных с реализацией документации КТС вопросов, незамедлительно ставить в известность Роспотребнадзор обо всех нарушениях, которые выявляются в ходе исполнения документов КТС;
  3. Принять к исполнению документы КТС, провести организацию их изучения сотрудниками управлений;
  4. Установить взаимодействие с органами таможни, обеспечить должную координацию по касающимся осуществления деятельности в пропускных пунктах через госграницу РФ, а также на территории ТС, вопросам.
Руководитель Г.Г. Онищенко